Сб. Мар 28th, 2020

ЕВРОРЕГИОН info

Новости еврорегионов и стран, входящих в еврорегионы

Парламент Молдовы признал незаконной концессию Кишиневского аэропорта

1 min read

Как передает «ИНФОТАГ», соответствующее решение депутатами было принято 4 октября после презентации на заседании законодательного органа части отчета комиссии по расследованию приватизации и концессии. В докладе было указано, что контракт о совершении сделки должен быть аннулирован.

Как известно, Международный аэропорт Кишинева был передан в концессию кипрской компании Avia Invest с 1 ноября 2013 года согласно постановлению правительства Молдовы. Однако летом 2019 года молдавские парламентарии решили проверить законность этой сделки. В частности, депутаты обратились в Генеральную прокуратуру Молдовы и Национальный антикоррупционный центр с требованием расследовать действия лиц, принимавших решение о сдаче в концессию Международного аэропорта Кишинева.

Созданная в связи с этим специальная следственная парламентская комиссия посчитала, что при концессии аэропорта была поставлена под угрозу авиационная безопасность страны. Согласно отчету, «процесс передачи в концессию аэропорта происходил с нарушением законодательства, поскольку к конкурсу по отбору концессионера были допущены организации, которых не приглашали к участию».

«Постановления правительства, которые послужили основой для концессии, были приняты с нарушением действующих законодательных норм, поэтому могут считаться недействительными, что должны констатировать судебные органы Молдовы. Отмена соответствующих постановлений правительством не констатирует их недействительность», – говорится в документе.

Кроме того, авторы отчета считают, что контракт концессии аэропорта может быть расторгнут через суд по инициативе одной из заинтересованных сторон, а также в случае невыполнения контрактных обязательств.

«Работа комиссий по проведению конкурса и по мониторингу проходила с многочисленными отклонениями от норм, поэтому должны быть проверены правительством по части своих полномочий, а также следственными органами», – сказано в отчете.

В отчете указано, что в технико-экономическом обосновании не были обозначены интересы государства при инициировании государственно-частного партнерства путем концессии, необходимость этой сделки и альтернативные варианты.

Также комиссия указала на то, что при разработке проекта концессии говорилось, что инвестор должен вложить €244 млн., а срок концессии в 49 лет определили с учетом того, чтобы было время окупить эти инвестиции. Вместе с тем, в контракт о концессии включили сбор на модернизацию аэропорта €9 с пассажира, хотя первоначально об этом не шла речь.

По словам председателя парламентской следственной комиссии Игоря Мунтяна, из-за платы в девять евро, которая взимается на модернизацию аэропорта, только в 2018 году государство потеряло €25 млн., а с учетом всех других сборов сумма увеличивается еще на €56 млн.

Мунтян акцентировал внимание на несостоятельность компаний, которые были признаны победителями конкурса. Так, власти пригласили на конкурс компанию «Комакс», которая управляет аэропортом в Хабаровске, а контракт был заключен с компаний Avia Invest, акционером которой был АО «Хабаровский аэропорт». При этом, «Хабаровский аэропорт» на момент проведения конкурса в 2013 году был в худшем положении, чем кишиневский. В отношении еще одного конкурсанта – «Коломенского завода» – на момент участия в конкурсе было открыто 34 дела в России, что «ставило под сомнение его способность обеспечить инвестиции».

Спецкомиссия обратила внимание и на незаконное изменение объекта концессии: изначально в концессию должно было быть передано госпредприятие, а фактически объектом концессии стали активы аэропорта, прилегающие к нему земли. Все обязательства и долги госпредприятия, управлявшего аэропортом, из сделки исключили.

Нашли депутаты нарушения и в работе мониторинговой комиссии, которая без проверки утверждала все данные, предоставляемые Avia Invest. А за шесть лет с момента концессии прошло всего пять заседаний. Члены комиссии не проверяли, соответствуют ли представленные концессионером данные рыночной стоимости выполненных работ.

Так, на первом этапе Avia Invest должна была инвестировать €45 млн., однако, как следует из расследования, этого не произошло. В конце 2016 года мониторинговая комиссия вместо того, чтобы зафиксировать невыполнение условий сделки, единогласно утвердила отчет о якобы €34,3 млн. инвестиций. Из него же следовало, что общий объем инвестиций за период 2013-2015 гг. составил €46,3 млн. Однако, по данным кадастра, на территории аэропорта за тот период появились всего два строения общей стоимость €10,2 млн., что составляет всего 25% от указанного в отчете Avia Inves объема инвестиций.

Парламентарии рекомендуют Генеральной прокуратуре Республики Молдова провести проверку того, каким образом в приложение постановления правительства №321 от 30.05.2013 о передаче в концессию Кишиневского аэропорта была включена плата в €9, а также изъять все документы и корреспонденцию, которую вели члены конкурсной комиссии.

В свою очередь, правительству рекомендуется изучить возможность инициировать разбирательство в национальных судебных инстанциях, чтобы признать недействительным контракт концессии. а также обратиться за проверкой и уголовным преследованием лиц, непосредственно причастных к концессии активов главной воздушной гавани страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обратная связь

Copyright © All rights reserved. | Newsphere by AF themes.